93/2

Москва

10 ЗАПОВЕДЕЙ УВЕРЕННОГО ХУДОЖНИКА НА ПРИМЕРЕ ДИСКОГРАФИИ HERONWATER

Специально приглашенный нами культуролог-исследователь Давид Чебанов погрузился в анналы творчества Героя в Воде и выяснил, насколько глубоко можно зайти, используя постиронию. Визуализатором выступил художник Acid Topser – опытный сновидец, уже давно имеющий опыт взаимодействия с творческими концепциями, которые не укладываются в традиционную картину мира.

Heronwater – фантазер-постмодернист, который знает как превратить каждую строчку в микро-гэг. Биография парня – история типичного районного двачера из Костромы. Арсений записывал мемные видосы, ремиксил Lil Pump и, в основном, занимался местечковой постиронией. Его первые биты были сделаны на спираченной FL Studio и по началу напоминали нелепо скопированные западные тренды. Каким-то чудом он объединился со Scally Milano, тогда еще ноунеймом из криминального городка Березники. Так они случайно зародили тренд на детройт-рэп в России. После этого Heronwater стал модным продюсером, поработал с OG Buda, переехал в Москву и устроился на студию Melon Music. Выгорев со сведения и продюсирования новичков, он переосмыслил свой подход и запустил сольную карьеру, в которой собрал самые коммерчески успешные прообразы в нынешнем рэпе. Флоу он напомнит Буду. Адреналиновым потоком барсов – своего товарища Scally. В ранних треках его мелодика неотличима от Майота. Парень впитал влияние всех ключевых представителей неосознанного хип-хопа. Удивительно, как при таком осмыслении новой школы, треки Арсения отдают андером 10-х, который он даже не слушал. Своим сторителлингом он ненамеренно возвращает цинизм Кровостока, абстрактный полет мыслей Паши Техника времен kunteynir и псевдонаркотический сторителлинг уровня Черной Экономики или Триагрутрики. Несмотря на такое количество вдохновителей, Heronwater абсолютно самобытен и не привязан к вышеперечисленным рэп-моделям. Его творчество стало манямирком, где круто шутить про вейпы, баллы в Пятерочке, дурку, энергетики и аборты. Такой интернет-рэп мог бы делать Тайлер, если бы он вырос в России в эпоху FL Studio и ТикТока. Взяв американский танцевальный звук (дэнсхолл, трэп, джерси), Арсений наполнил его мемами из нижнего интернета, иронией над рэп-игрой и историями из жизни регионального школьника. Внешне Heronwater напоминает типичного интернет-пользователя из 2к16, который залипал на форумах и слушал Закат 99.1. На первый взгляд, от такого человека можно увидеть не остроумный рэп, а сообщение «извини, кис, я с парнями фристайлю сейчас, потом будем одежду кастомизировать. Приходи через часа два, дунем, пососешь». Мы же решили погрузиться в философию Арсения и понять, почему его юморески – один из лучших примеров иронии над законами хип-хопа и индустрии. Ниже мы разбираем строчки артиста и превращаем его главные шутки в ценные заповеди. Всем известно, что даже в самой дурацкой шутке есть доля правды.

Многие трэп-артисты любят бахвальство, нарциссизм и переоценку своего влияния. Им необходимо быть goat'ами, опережать время и переворачивать игру, хотя на деле они просто радуют других веселыми строчками. Heronwater, в отличие от большинства рэперов, понимает свое место. После его дропа мир меняется только «чуть-чуть», а не «совсем». Он признает, что вносит лишь небольшую лепту: большой скачок одного Херона – маленький шаг для всего русского рэпа. Кстати, эта строчка открывает фристайловый трек «Изменился», где артист отходит от привычного стиля и зачитывает на ностальгичный бит с сэмплом Рахманинова. В нем Арсений раскрывается как рассказчик историй, знакомых каждому, у кого были деньги только на Flash, а нравился Burn.

Как часто рэперы пытаются выяснить, кто первый изобрел тот или иной флоу, жест, слэнг? Хип-хоп зародился в стремлении к капиталистической мечте, поэтому конкуренция и соперничество в нем неудивительны. Но Арсений напоминает, что идея перестает быть твоей собственностью, когда ты делишься ей на всеобщее обозрение. Он не боится, что его наработками воспользуются, и готов делиться с каждым во благо культуры. 

В песне «Симп» Арсений показывает неподдельность своей любви. Ради близкого человека он готов совершить невозможное, даже изменить меню в хинкальной, пожертвовать роялти битмейкеров или отписаться от всех девушек, кроме возлюбленной. Любовь в понимании Heronwater – отказ от эго, чтобы сделать жизнь ближнего лучше. Он не просит ничего взамен, потому что самые искренние поступки совершаются из любви, а не ради нее. 

Арсений трепетно относится к панчлайнам и закручивает их так, как не смог бы любой другой рэп-текстовик. Но не торопится хвалиться качеством своей работы – всегда существует простор для роста. Важно посмотреть на себя со стороны и посмеяться над собственными недостатками. Тогда и поддеть тебя становится сложнее, и сам ты – уже не мессия с синдромом Бога. 

Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся. Ироничная строчка Арсения – современная интерпретация этой фразы. Достойный человек должен преследовать добрые намерения и не пропадать, когда у него просят помощи. 

Тексты Heronwater полны отсылок к поп-культуре: от шуток про атрибуты рэперов до упоминаний Гагарина и Булгакова. Чтобы повторить успех Херона, недостаточно послушать его творчество – нужно наработать собственный культурный багаж и уникальное видение. 

Арсений один из первых заметил возвращение локального жанра jersey club: это короткие и молниеносные треки на стыке хауса и хип-хопа с особым упором на баунс. Он запустил эту тенденцию в России, после чего почти каждый jersey-трек с речитативом звучит как пародия на Херона. Конечно же, Дрейк вряд ли догадывается о существовании русского джерси. Но сам факт того, что Сеня распознал модный звук и занялся его популяризацией раньше величайшего, говорит о многом.

Дисклеймер: это шутка. Сам Арсений в интервью рассказывал о том, что негативно относится к употреблению и пропаганде веществ. Его слова не стоит принимать близко к сердцу – это абстрактный юмор, иногда выходящий за рамки. Рэп-артисты любят романтизировать преступность и употребление наркотиков. Heronwater же показывает, что в этом нет ничего крутого и великого. Деструктивность – это не достижение, которым стоит гордиться.

Иногда кажется, что будущее поколение волнует Арсения больше, чем он сам. И если в этой строчке из «На ужин» он подшучивает, то в песне «Нагреваю» с отголосками Кровостока создает лирического героя – заблудившегося отца, который уже потерял веру в себя, но хочет передать накопленные знания своему потомку. «Если маме станет грустно, ты должен отвезти её. Я оставлю адрес, это в Париже, только там растут любимые цветы её», – герой песни уже не способен на добрые поступки, но перед своей смертью желает одного. Чтобы его сын был лучше, чем он сам.

Большие цели погибают, когда ты идешь на поводу быстрых желаний. Как бы Арсений не смеялся над собой, он не обесценивает путь, который прошел. Это помогает ему не сбиться и расти дальше. Наркозависимость и творческий распад – один из самых очевидных сценариев для артиста, не осознающего свою силу. Пока рэперы не выносят уроков после смерти A$AP Yams от передозировки кодеином, Heronwater призывает гордиться своим маршрутом и не отвлекаться на разрушительные соблазны.