Сейчас в эфире
6 фактов, которые мы узнали из альбома «ye»

На что стоит обратить внимание, слушая новую пластинку Канье.

Горы Вайоминга, где прошло предпрослушивание альбома «ye», – не самое подходящее место для главного рэп-события года. Но выбор локации никого не удивил, потому что Канье вообще редко делает то, что от него ждут. Вся промо-кампания его последнего релиза – это огромный перформанс, который мало кого оставил равнодушным. Крис Рок, произносивший вступительную речь на listening-party в Вайоминге, закончил свое выступление словами: «Хип-хоп – это первая форма искусства, которая была придумана свободными черными людьми. И ни один чернокожий мужчина не извлек из этой свободы больше выгоды, чем Канье Уэст». Но чтобы извлечь выгоду из свободы, нужно иметь смелость ею воспользоваться. И Канье – последний, кого можно обвинить в трусости, как творческой, так и человеческой (все мы знаем, что его мнение зачастую идет вразрез с мнением большинства).

Альбом «ye» — восьмая по счету пластинка в дискографии Уэста, которая рисует нам Канье на данном этапе его жизни: сорокалетнего, с психическим расстройством, верой в семейные ценности и творческим огнем, который, возможно, горит даже ярче, чем 10 лет назад. Сравнивать «ye» с другими альбомами – дело субъективное и неблагодарное, поэтому мы просто зафиксируем шесть главных фактов, которые узнали благодаря последнему релизу лидера G.O.O.D. Music.

1. Канье любит работать с соул-семплами.

Все долго смеялись над треком «Lift Yourself», в котором Канье произносит панчи на никому не известном языке и профессионально троллит общественность. В очередной раз рассуждая, не сошел ли мистер Уэст с ума, мы пропустили главное – в песне использован соул-семпл из композиции Amnesty – «Liberty». Тогда никто не предполагал, что скоро таких экспериментов будет больше, и они станут фирменной чертой Канье образца 2018 года. И вот вышел альбом «ye», над продакшном которого, помимо Уэста, работали Майк Дин, Che Pope и Francis & the Lights. В «No Mistakes» мы слышим Slick Rick – «Hey Young World». В этой же песне Канье использовал драм-партию из Orange Kush — «Action» (к ней он обращался в треке «We Major» с альбома 2005 года «Late Registration»). В полуроковую композицию «Ghost Town», развивающую тему смерти, интегрирована мелодия и лирика из хита 60-х «Take me for a little while». Эта песня наиболее известна в исполнении Dave Edmunds, Dusty Springfield, Jackie Ross, и Vanilla Fudge. «I’ve been tryin’ to make you love me/ But everything I try just takes you further from me», — так звучат строчки из нее, позаимствованные Kid Cudi для трека Канье («Я делал все, чтобы ты полюбила меня,/ Но все это только отдаляло тебя»).

 

2. Канье умеет создавать удачные коллаборации.

Единственный фит на альбоме, который ни у кого не вызвал сомнения, — это голосовое сообщение от Nicki Minaj, которое завершает релиз. Всех остальных гостей приходилось вычислять по голосу, либо отслеживать по постам в соцсетях. Одна из самых легко угадываемых коллабораций — Jeremih и Ty Dolla $ign в гимне плейбоев «All Mine». Первый отвечает за хук, второй — за самые эпичные строчки в стиле «pussy good, go and back it up». Не менее удачной стала встреча Kid Cudi и певицы лейбла G.O.O.D. Music 070 Shake в треке «Ghost Town». Голос молодой исполнительницы из Нью-Джерси звучит в завершающей части песни: «And nothing hurts anymore, I feel kinda free» («И я больше не чувствую боли, я свободен»). В уже упомянутом треке «No Mistakes» (в котором использована композиция Slick Rick) Канье объединил R&B-икон разных поколений, пригласив Charlie Wilson исполнить хук.

3. Канье нравится хайпить на последних скандалах и использовать в текстах имена селебрити.

Кого только Канье не упомянул в альбоме «ye»: его лирика затронула целый ряд знаменитостей от индийского политического деятеля Ганди до порноактрисы Сторми Дэниэлс. Как и в случае с коллаборациями, попадаются очень неожиданные сочетания: например, в песне «Yikes» Уэст зачитал про Wiz Khalifa сразу после строчек про северокорейского лидера Ким Чен Ына. При этом Канье до сих пор не объяснил, почему ему так хочется поставить себя в один ряд с самым непредсказуемым политиком мира. Далее в этой песне Уэст поднимает тему сексуальных скандалов, которые затронули сооснователя Def Jam Records Рассела Симмонса: «Russell Simmons wanna pray for me too/ I’ma pray for him ‘cause he got #MeToo’d» («Рассел Симмонс тоже хочет помолиться за меня/ Но я сам помолюсь за него, потому что он имеет дело с движением #MeToo»). #MeToo – это движение за осуждение сексуальных домогательств и насилия. Может показаться, что Канье сочувствует Симмонсу, но это именно тот случай, когда сарказм оказался слишком тонок. После знаменитого заявления лидера G.O.O.D. Music об «осознанном рабстве» Симмонс написал пост в его поддержку, из которого следовало, что Уэст сошел с ума. Основатель Def Jam обращался к хип-хоп-сообществу и просил помочь запутавшемуся другу. Такая поддержка вряд ли оказалась Канье по душе.

 

4. «ye» — это альбом о личном, а не о политике.

После того, как Канье Уэст был замечен в кепке «Make America Great Again» Pusha-T заявил, что следующий релиз его босса расставит все по местам. В связи с этим от альбома «ye» ждали, что в нем появятся высказывания о политике и конкретно о личности Дональда Трампа. Но, как и следует из названия пластинки (которое Канье объяснил в недавнем интервью), «ye» — более личный и эмоциональный альбом. Он рассказывает про отношения: с женой, дочерью, обществом, самим собой. Некоторые треки релиза – это внутренний монолог Канье о своем ментальном здоровье, требованиях к себе и миру, желании славы и тревоге, которую она приносит. Самые личные и трогательные песни – это посвященная Ким «Wouldn’t Leave» и «Violent Crimes», которой завершается альбом. В первой Канье благодарит жену, что она не ушла от него после всех провокационных заявлений, которыми он мог серьезно навредить им обоим. Во второй Уэст рассказывает, как изменился для него образ женщины после рождения дочери. «Отец, прости меня, я боюсь за свою карму,/ Потому что теперь я вижу, что о женщине нужно заботиться, а не завоевывать ее», — признается Канье в «Violent Crimes».

 

5. Для Канье очень важна командная работа.

В конце трека «Violent Crimes» звучит голосовое сообщение от Nicki Minaj. Она просит Канье использовать присланные ею строчки как угодно, но сделать так, чтобы их услышали. Речь идет о первом куплете, в котором Канье читает: «Я надеюсь, что моя дочь будет как Nicki, я сделаю из нее монстра» (отсылка к треку «Monster», записанному при участии рэп-дивы). Автор этих строчек – Nicki Minaj, и Канье решил рассказать об этом несмотря на то, что в графе «songwrighter» указан он один. Так он показал, насколько для него ценна работа в команде. Это особенно важно в контексте бифа Pusha-T и Дрейка. Как только Drizzy получил обвинения в использовании гострайтеров, он тут же напомнил, что сам помогал Ye с текстами. Однако эти панчи пролетели мимо цели, потому что Канье не стремится быть единственным автором своих песен.

 

6. Канье не собирается участвовать в бифе Pusha-T и Дрейка, несмотря на панчи в его адрес.

На прошлой неделе Дрейк выпустил дисс на Pusha-T под названием «Duppy Freestyle», в котором прошелся по Канье и выставил ему счет за пиар альбома «Daytona». Уэст ответил Обри в песне «No Mistakes»: «Я не принимаю советы от менее успешных людей, окей?». Канье доходчиво объяснил, что занимает куда более значимое положение в индустрии, чем Дрейк, и перекидываться с ним панчами – не уровень мистера Уэста. «Говоря по правде, ты мне нравишься,/ Но я слишком крутой, чтобы писать тебе,/ Слишком богатый, чтобы воевать с тобой,/ Просто успокойся, у тебя слишком светлая кожа», — подытожил Канье, и, скорее всего, это финальная точка в их диалоге.