Элджей и его трансформации: из андеграунда в топы за год

История о творческом пути главного хитмейкера уходящего года: как танцевальный хип-хоп сменил «рэп для тачек», как баттл-рэпер с огнем в глазах трансформировался в белоглазого лидера чартов


Автор: Олег Ким


Сегодняшняя популярность Элджея — абсолютно закономерный исход и логичный результат огромной любви артиста к музыке. Посещения уроков по вокалу, игра в «ва-банк» и уход из колледжа, самостоятельное изучение основ продюсирования – все это говорит о том, что талант был направлен в нужное русло и правильно реализован.

Алексей Узенюк родился в Новосибирске и начал знакомиться с хип-хоп культурой уже в 13 лет, когда впервые случайно оказался на местном рэп-баттле. Он посмотрел на то, что происходит на сцене, и ему не понравилось. Будущий рэпер сразу подумал, что может не хуже. Через месяц он вернулся в качестве участника и одержал победу. Алексей также не остался в стороне от тогда еще популярных онлайн-баттлов, однако вскоре понял, что ему интереснее заниматься творчеством и писать песни, а не диссы или куплеты на «оффлайны».


«Пришлось срастить себе железо, аппаратуру, на которой я смогу себя записывать, научиться сводить все это, потому что никто не хотел мне просто так помогать».


Загоревшись идеей создания песен, тогда еще совсем юный Алексей начал самостоятельно осваивать ремесло и искать пути для реализации своих желаний. На протяжении четырех лет он занимался музыкой как хобби, попутно учась в школе, а впоследствии в медицинском колледже. В 2013 году он выпустил свой первый релиз из 11 треков с товарищем, чей псевдоним был Мал. По звучанию это была самая настоящая дворовая лирика: злая и холодная, с хрипящими или «запитченными» голосами и текстами о своем лоулайфе и «трушности». Однако тогда это было актуально. На хип-хоп форумах молодого исполнителя сразу заметили и стали сравнивать с серьезными артистами вроде Типси Типа.

Элджей понял, что с легкостью добился популярности, и это не могло не стимулировать молодого игрока. Уже в 2014 году он выпустил свой следующий альбом «Бошки дымятся». Для этого релиза гостевые куплеты записали многие более-менее популярные андеграунд-рэперы (Chet, Dom1no, Тетрис), а трек с одноименным альбому названием стал локальным хитом. Он часто играл в машинах и квартирах «пацанов с района».

Когда люди говорят, что Алексей заслужил свой сегодняшний успех, речь, в первую очередь, идет о его работоспособности. Он бросил учебу на втором курсе колледжа и полностью посвятил себя музыке. Именно поэтому для него не составило труда подогревать свою небольшую аудиторию синглами. Параллельно Элджей готовил новый релиз под названием «Пушка», который вышел в 2015. Название альбома было абсолютно оправданным – «Пушка» преумножила аудиторию исполнителя, закрепила за ним статус громкого артиста, что позволило ему тут же отправиться в свой первый концертный тур.

Что касается содержания и настроения песен, оно особо не менялось: обычная романтизация дворовой жизни российских парней. Однако фан-база Элджея принимала это на ура. На нашем рынке многим наверняка известен дуэт, чей рэп был очень похож на творчество нашего героя, — MiyaGi & Эндшпиль. Без «совместки» дело не обошлось. Ею стала песня «Музыка», выпущенная в 2016 году, которая послужила еще одним толчком в карьере артиста. Кроме того, трек позволил андеграунд-дуэту и Элджею обменяться аудиторией.

Этот же, 2016 год, стал для артиста переломным. Элджей не просто набрал популярность, он полностью переосмыслил свое творчество и образ. При этом исполнитель сумел не сбавить обороты и выпустить целых 3 релиза. И если на «Катакомбах» и «Библиотеке» он звучал по-старому, с тем же флоу и медленными битами, то на «Sayonara Boy» появились первые музыкальные эксперименты и шаги в сторону капитального «ребрендинга». Совместная с Кравцем песня «Дисконнект» позволила Элджею зазвучать в новых кругах и привлечь к своему творчеству еще больше внимания. Естественно, нельзя было обойтись без видеоряда, который увидел свет только в июне 2017. В клипе люди могли наблюдать новый эпатажный образ Алексея. Революционный для Элджея альбом «Sayonara Boy» продолжительное время держался в топе iTunes и Apple Music и, как он говорил в одном из своих интервью, служил прощанием с прошлым, ведь «Sayonara» — это с японского «До свидания».

В 2017 году Элджей достиг пика своей популярности (по крайней мере, на данном этапе), и максимально реализовал себя в творчестве. Кардинальная смена внешнего вида, ряд видеоработ, альбом «Sayonara Boy ろ» и множество успешных синглов («Розовое вино», «Hey, Guys», «Минимал») подняли Элджея в уже не локальные, а общепризнанные топы. После видео на «Дисконнект» был выпущен клип на «Рваные джинсы» и, конечно же, главный хит уходящего года – «Розовое вино», соавтором которого является Feduk, о котором мы уже писали в одном из недавних материалов. 52 миллиона прослушиваний на YouTube, более 200 миллионов прослушиваний ВКонтакте и на платформе BOOM, 26 миллионов просмотров клипа, вышедшего лишь в ноябре, — в этих цифрах, в принципе, ответы на все вопросы об Элджее.

Карьера Алексея Узенюка — особенно интересное явление для российского рэп-комьюнити. Элджей стал примером феноменальной трансформации, которая положительно сказалась на его карьере. К сожалению, чаще всего российские рэперы творчески деградируют или вовсе пропадают с радаров. Здесь же нам посчастливилось увидеть, как неприметный андеграунд-артист стал лидером жанра буквально за год. История его успеха должна обогатить культуру, открыв ворота для новых имен и мотивировав самого Элджея на новые музыкальные достижения.