Сейчас в эфире
Nas едет в Россию: концерт, который нельзя пропустить

Вспоминаем историю классика нью-йоркского хип-хопа в преддверии его выступления в Gipsy 13 июля.

За время Чемпионата мира по футболу площадка Bud Club в клубе Gipsy провела уже девять послематчевых вечеринок со звёздами мировой величины. На сцене клуба успели выступить диджеи Diplo, Оливер Хелденс, Alok, Ники Ромеро, Zedd, Армин ван Бюрен, певец Крейг Дэвид и рэпер Ludacris. Последняя афте-пати состоится в пятницу, 13 июля. Вечеринка стартует в 22 часа и продлится до 5 утра. В этот день на сцене Gipsy пройдёт концерт одной из легенд олдскул-хип-хопа, артиста, который сумел превратить жизнь нью-йоркских улиц в поэзию — Nas. Мы расскажем главное, что нужно знать о рэпере, который уже стал классиком, и подробнее остановимся на его последнем альбоме «Nasir», которого фанатам пришлось ждать шесть лет. Тем более, что на концерте есть все шансы услышать как свежий материал, так и признанные хиты вроде «If I Ruled The World» и «Hate Me Now».

Узнать, как пройти регистрацию на мероприятие, можно в Instagram и Facebook.



Карьера Nas — это настоящая история успеха: из 12 выпущенных им альбомов 9 стали платиновыми и мультиплатиновыми. Ему не пришлось ждать популярности — она обрушилась на него сразу после выхода дебютного альбома «Illmatic» в 1994 году. К тому же, Nas удалось избежать кризиса второго релиза — продолжение первой пластинки «It Was Written» принесло рэперу международную извесность. В течение четырех недель альбом удерживался на верхней позиции чарта Billboard 200 и стал платиновым за два месяца. Сегодня Nas — владелец собственного лейбла Mass Appeal Records, актер, бизнесмен и образец для подражания, чей путь хотели бы повторить многие.

Что действительно стоит вспомнить в первую очередь — это биф с Jay-Z. Nas был одним из главных рэперов на хип-хоп-сцене в 1996 году, когда Картер пригласил его принять участие в записи альбома «Reasonable Doubt». По неизвестным причинам он не получил согласия, и коллаборация не состоялась. В ответ на это продюсер Ski Beatz использовал семпл из трека Nas «The World Is Yours» в песне Jay-Z «Dead Presidents II». Это не понравилось Nas, но он решил не разжигать конфликт, ограничившись парой гневных замечаний. За следующие несколько лет в отношениях рэперов не произошло ничего нового, и только во время своего выступления в 2001 году Jay-Z, впервые исполняя трек «Takeover», добавил туда следующую строчку: «Ask Nas, he don’t want it with Hov. No!» («Спросите Nas, почему он не хочет записаться с Hov. Ни в какую»). Nas ответил на вопрос оппонента практически сразу – треком «Stillmatic», в котором назвал Jay-Z «фейковым королем Нью-Йорка» и «рэп-версией певца Сиско».

Когда альбом «The Blueprint» вышел, в нем можно было найти расширенную версию песни «Takeover», в которой Nas обвинялся в том, что строит из себя лже-интеллектуала: «Nigga, switch up your flow, your shit is garbage/ What you tryin’ to kick, knowledge?» («Нигер, сделай что-нибудь со своим флоу, твоя музыка – отстой/ И что ты пытаешься донести – знания?»). Ответом на дисс стал трек Nas «Ether», в котором Jay-Z сравнивался с верблюдом Джо – рекламным талисманом сигарет Camel. После этого, в декабре 2001 года, Картер зачитал фристайл в эфире Hot 97, в котором заявил, что спал с бывшей девушкой Nas – Carmen Bryan (с которой у рэпера есть совместная дочь Destiny). Программу слушала мама Jay-Z, Глория, которая была настолько шокирована, что заставила сына извиниться перед оскорбленным рэпером и его семьей, что он и сделал на следующий день. После этого отношения артистов стали налаживаться. В октябре 2005 Jay-Z шокировал фанатов, позвав Nas в свой тур «I Declare War», во время которого они вместе исполнили те самые две песни, с которых все началось: «Dead Presidents» и «The World Is Yours».


Одиннадцатый альбом Nas «Life Is Good» вышел в 2012 году. Рэпер записал его после развода с певицей Kelis, отношения с которой продлились 10 лет. Исполнительница подала на развод в 2009 году, находясь на седьмом месяце беременности. Причины такого решения она не назвала, только упомянула, что они с Nas «не сошлись характерами». Пара оформила развод уже после рождения сына Knight в 2010 году. Через много лет Kelis рассказала об отношениях с Nas, назвав их крайне тяжелыми. По ее словам, насилие не было редкостью в их семье, и в то время, когда общественность обсуждала избиение Рианны Крисом Брауном, она переживала нечто подобное, но не решалась об этом рассказать. Кроме того, что Kelis страдала от домашнего насилия, ей приходилось на протяжении двух лет терпеть измены мужа. Nas и Kelis до сих пор пытаются отсудить друг у друга ребенка. Певица утверждает, что до 2012 года она не получала от бывшего мужа ни единого цента на воспитание сына, и он даже не интересовался их жизнью.

Именно в это сложное время, когда семейные отношения Nas рушились, он работал над своим альбомом «Life Is Good», который сам сравнивал с пластинкой «Here, My Dear» Марвина Гэя. На обложке Nas позирует в белом костюме и держит в руках зеленое свадебное платье Kelis – единственную вещь, которую она ему оставила. В этом альбоме Nas стремился зафиксировать свои личные переживания, адаптируя влияние R’n’B 1980-х, чтобы в его музыке во всех смыслах звучала ностальгия по былым временам. Это, несомненно, один из лучших релизов того периода, включивший фиты с Rick Ross, Miguel, Amy Winehouse и другими.


Двенадцатый альбом Nas — «Nasir» — вышел сразу после релизов Pusha T и Kanye West, и все шло к тому, что он будет очень успешным. Несмотря на долгие годы молчания, Nas скопил верную фанатскую базу, которая помнила его былые заслуги и очень соскучилась по вдумчивому, философскому рэпу. Кроме того, альбом ждала аудитория, которая успела подустать от мамбл-рэпа, песен о расставании и подростковой печали, разбитом сердце и так далее. К тому же, продакшн от Канье пока еще никому не навредил.

«Nasir», как и другие релизы G.O.O.D. Music, доделывался в последний момент, однако вышел практически в назначенный срок: традиционные для этого сезона семь треков и обложка, которая сразу давала понять, что разговор со слушателем будет серьезным. Это черно-белое фото, довольно известное в журналистских кругах, использованное репортером Джимом Аткинсоном в его материале о бедных кварталах — «The War Zone». «Дети учились играть, глядя на полицию, проституток и семьи, которые отчаянно держались вместе», — писал Аткинсон (одна из таких игр как раз и была запечатлена на фото). Снимок авторства Мэри Эллен Марк многократно публиковался различными изданиями, выставлялся в лучших галереях мира и получил несколько престижных премий. Кроме обложки, на то, что альбом будет тяжелым, намекало его название – «Nasir». Это настоящее имя Nas (Насир бин Олу Дара Джонс), а мы знаем, что рэперы используют в названии собственное имя, если приготовили что-то вроде исповеди. Фанатские ожидания были высоки как никогда.


Спорить с тем, что Nas предложил слушателю дефицитный в наше время продукт – рэп про полицейский произвол, конспирологические теории, политику и рабство — никто не стал. Настолько вдумчиво и глубоко разговаривать на темы, не связанные с собственными душевными травмами, может разве что Joey Badass, если брать новое поколение. Несмотря на то, что ценность такого диалога с аудиторией сомнений не вызывает, Pitchfork усмотрел за всей этой брутальностью и серьезностью самую обычную скуку. По мнению журналистов издания, Nas не захотел искать новые пути и пошел по проторенной дорожке. «И продакшн от Канье не помог», — безапелляционно заявила редакция.

Когда такое авторитетное СМИ как Pitchfork пишет на релиз настолько разгромную рецензию, это заставляет слушателей задуматься: «И правда, с этим альбомом что-то не то». Цитируя издание: «Он (Nas) открывает альбом с притворным энтузиазмом официанта, расписывающего меню 30-му столику за вечер». Один из главных недостатков альбома, по их мнению: Nas переборщил с отсылками. Уже в первой песне («Not For Radio») нас ждут референсы к персонажу «Крестного отца» Хайману Роту, 35-му президенту США Джону Фицджералду Кеннеди, египетским богам и последним президентским выборам в США. Однако, что самое обидное, рэпера уличили в фактических ошибках: «Fox News был основан черным парнем», — читает Nas (это неправда), «Эдгар Хувер (бывший директор Федерального бюро расследований США – прим. ред.) был черным» (это тоже не так). Если это намеренная провокация, то не совсем понятно, в чем заключался ее смысл.


Посвященный полицейскому произволу трек «Cops Shot the Kid» оказался более содержательным. В нем Nas касается темы, которая сейчас как никогда актуальна (во многом благодаря Дональду Гловеру и режиссеру фильма «Прочь» Джордану Пилу): он рассказывает, как тяжело и опасно быть черным в современной Америке. В этом Nas чувствует себя как рыба в воде, потому что читает об этом со времен своего дебютного альбома «Illmatic» (трек «Halftime»). Однако в треке внезапно появляется Kanye West и говорит, что в любом конфликте всегда есть две стороны («I know every story got two sides»). Неожиданно? Еще как, но при этом вполне в духе Канье. Pitchfork отмечает, что в контексте последних заявлений мистера Уэста (в частности, об осознанном рабстве) этот куплет только сбивает с толку, и его стоило бы вырезать.

Главная песня альбома – «Everything» — очень напоминает трек Nas «If I Ruled the World» с альбома 1996 года «It Was Written». Это была так называемая «черная утопия», вдохновленная одновременно философом Томасом Мором и рэпером Кертисом Блоу. «Я открою каждую камеру в Аттике (тюрьма в Нью-Йорке – прим. ред.) и отправлю всех заключенных в Африку», — читает Nas в этом треке. «Представьте себе, что на улицах можно будет курить траву, и копы не будут вас беспокоить», — таким предстает идеальный мир в песне «If I Ruled the World».


В треке «Everything» Nas размышляет о своей жизни и о том, что ему удалось сделать для этого мира. Из песни мы узнаем про Nas много нового: например, что он выступает против вакцинации детей, или что в 20 он приобрел особняк, в котором жили «призраки белых владельцев». Про покупку недвижимости он говорит так: «Я выкупаю землю своих предков, на которой хозяйничали рабовладельцы». Аналогичный призыв он делал в треке DJ Khaled «Nas Album Done» в 2016 году: «So I’m askin’ Gs to go in their pockets/ The racial economic inequality, let’s try to solve it» («Я прошу всех гангстеров поискать деньги в своих карманах, давайте попробуем разобраться с расовым экономическим неравенством»). Если рассматривать альбом «Nasir» в контексте концепции семи грехов, о которой рассказывал сам Канье, «Everything» — это жадность. «У некоторых людей есть все, о чем они мечтали в жизни, но им все равно всегда мало», — читает в треке Nas.

«Когда я делаю биты для Nas, мне кажется, что мне снова 18», — писал Канье в твиттере. Семплы, использованные Уэстом, как всегда достойны отдельного внимания. Среди самых неожиданных – саундтрек фильма «Охота за «Красным Октябрем»» и иранские артисты: поп-певец Шахрам Шабпаре и рок-музыкант Kourosh Yaghmaei. Другой сингл – Slick Rick «Children’s Story» — наоборот, использовался практически всеми от Will Smith до Eminem, но в «Cops Shot the Kid» его практически невозможно узнать.


Альбом «Nasir» затрагивает большее количество тем, чем предыдущая пластинка Nas, но на нем тоже нашлось место личным переживаниям. Рэпер периодически возвращается к размышлениям о том, что его дети не разделяют его цели. Значительная доля тревоги и беспокойства, которые нашли отражение в этом альбоме, были спровоцированы откровениями Kelis об их семейной жизни. Однако Nas решил напрямую не комментировать эти обвинения.

Nas, безусловно, сложная фигура, и его последний альбом «Nasir» вызвал противоречивые отклики. Тем не менее, составить собственное мнение об артисте, не побывав на его живом выступлении, нельзя, поэтому такой возможностью стоит воспользоваться. Тем более, если речь идет о человеке, который успел стать иконой при жизни и, независимо от его последующих релизов, навсегда останется в истории хип-хопа.