Сейчас в эфире
Lil Uzi Vert: кумир подростков или новая легенда
?

«Я рок-звезда, я не читаю поверх старых битов», — сказал Lil Uzi Vert в эфире радиостанции Hot 97. Эбро Дарден, который ожидал, что Uzi начнет фристайлить под бит DJ Premier, смотрел на молодого рэпера с недоумением и даже раздражением. Ситуация напоминала сцену в кабинете директора, вызвавшего к себе одетого не по форме ученика. «Считаешь себя рок-звездой? – не мог успокоиться Эбро, — и что же ты имеешь в виду?».

 

Субтильный парень, похожий на скейтера, с цветными дредами и пирсингом на лице родился в Северной Филадельфии в 1994 году. В детстве Lil Uzi Vert играл на корнете (медный духовой инструмент) и трубе. Подростком он увлекся рок-музыкой, в том числе, эмо-роком. Uzi слушал Paramore, Flyleaf и My Chemical Romance. Его интересовал и хип-хоп – Ying Yang Twins, Mike Jones и Beanie Sigel. Но главным источником вдохновения для Lil Uzi Vert’а на многие годы стал Marilyn Manson.

Конечно, говоря «рок-звезда», Uzi не имел в виду любовь к гитарным рифам и кожаным курткам. Речь шла о состоянии сознания, отказе подчиняться чужим установкам. «Я люблю GG Allin’а, потому что ему на всех плевать», — заявил рэпер из Филадельфии. «Вы хоть раз были на моих живых выступлениях? – обратился он к ведущим, — Я могу буквально ходить по фанатам». Это было уже больше похоже на традиционное понимание образа рок-звезды. Uzi всегда по-детски трогательно рассказывал про «rage» («I’m always raging!») — вечеринки, таблетки, концерты со стейдж-дайвингом. Это стало такой же неотъемлемой частью образа Uzi, как и отрицание музыкальных канонов. При этом, как справедливо отмечают критики, одно лишь пренебрежение традицией классического хип-хопа не делает исполнителя Куртом Кобейном и легендой гранжа.

Читать рэп Lil Uzi начал еще в старшей школе. Так делали его друзья, и ему просто захотелось внимания. К тому же, Uzi было интересно экспериментировать с вокалом, объединяя влияние рока, хип-хопа и R’n’B. Ему нравилось, когда музыка звучала мрачно, печально и угрожающе («grimy», как говорил он сам). Эстетика Uzi – это кислотный приход на дорогой вечеринке, где нет настоящих друзей.


Кстати, первые два слова в никнейме Lil Uzi говорят о его таланте к быстрой читке (little machine gun). «Vert» было добавлено после выхода первого микстейпа («The Real Uzi») и означало движение вверх (от «vertical»).

Когда Uzi исполнилось 20, продюсер Don Cannon впервые услышал одну из его песен на радио и сразу предложил музыканту контракт с лейблом Generation Now. Cannon знал, что рэперы из Филадельфии отличаются особым стилем — лиричным и уличным одновременно. Но Uzi был чем-то совершенно новым. По словам продюсера, Lil Uzi Vert стал для Филадельфии тем же, чем ASAP Rocky для Нью-Йорка. Об этом Uzi скажет в треке «Sauce It Up» («one of the greatest to ever do it») и будет вечно сокрушаться, что молодые рэперы хотя украсть его стиль.

Позднее в интервью Зейну Лоу Lil Uzi признается, что не испытывает никакого энтузиазма по поводу работы с лейблами. «Эти люди не знают меня, — скажет он, — хоть и ведут себя, как будто мы друзья».

После выхода «Money Longer» за рэпером из Филадельфии закрепилась слава автора одного хита. И потом, когда артист выпускал успешные релизы («Bad and Boujee» с Migos, «Ps & Qs» и т.д.), критики говорили, что он записывает монотонные микстейпы с одним прорывным синглом. Основная претензия к Uzi всегда заключалась в том, что он не способен сделать ничего «вечного». Якобы его музыку слушают дети, которые крутят песни Bieber’а и Migos во время вечеринок у бассейна.

Успешных людей часто недолюбливают, но случай Uzi особенный. Он — один из героев ненавистного для многих mumble-rap’а, олицетворение возрожденной из пепла эмо-культуры, новичок, подающий себя так, как будто он давно в «игре». Lil Uzi — воплощенный парадокс. Будучи очевидно ранимым, тонким и сентиментальным, он постоянно называет себя рок-звездой. Он выглядит как грустный парень с разбитым сердцем, который пытается примерить на себя образ рэпера.

Lil Uzi Vert не раз говорил, что чужое мнение не имеет для него никакого значения. Это подтверждает Pharrell, работавший с Uzi над альбомом «Luv Is Rage 2». По его словам, рэпер из Филадельфии делает только то, что ему нравится, как бы нелепо это ни выглядело. Uzi также не раз подчеркивал, что любит свои песни как детей, вне зависимости от их популярности. Он считает, что преуспел в рэп-игре именно тогда, когда решил просто быть собой.


«Ты можешь быть самым скучным человеком на свете, но все равно будешь кому-то нравиться, потому что это ты».
Lil Uzi Vert

Тем не менее, Uzi становится заметно неприятно, когда его называют «King of the kids» (или даже «leader of Mickey Mouse Club rap game»). Отсюда вечное желание доказать свою серьезность, выйти за пределы музыкального поля, в котором он всего лишь очередной поп-рэпер, разговаривающий на языке тинейджеров. Он на полном серьезе говорит о намерении выпустить рок-альбом, в записи которого может принять участие Marilyn Manson. Lil Uzi Vert с грустью отмечает, что самые частые вопросы, которые фанаты задают ему в соцсетях, касаются пирсинга. Нет, слава Uzi – это не слава рок-звезды, и, кажется, он искренне устал от нее. Рэпер говорит, что был счастлив, когда его слушали 100 человек на SoundCloud.

Состоявшийся артист с командой талантливых продюсеров и внушительным списком коллабораций (ASAP Ferg, Weeknd, Young Thug, Gucci Mane и другие), Lil Uzi постоянно становится объектом нападок со стороны музыкальных СМИ. Одним не нравятся рифмы, другим — изнурительные рефрены, третьим — отсутствие хип-хопа в треках.

Последний релиз Lil Uzi Vert’а — «Love Is Rage 2», который затрагивает такие проблемы, как депрессия и суицид, занял первое место в списке 200 лучших альбомов по версии Billboard. Несмотря на это, критики писали, что Uzi так и не смог дотянуть до уровня «XO TOUR Llif3», чем обманул ожидания фанатов. Побить оглушительный успех трека, спродюсированного TM-88, действительно было сложно. Сингл трижды становился платиновым. Он принес Uzi победу в номинации «Song Of The Summer» на MTV Video Music Awards и поднялся на седьмое место в чарте Billboard Hot 100. При этом в сети появилось огромное количество каверов на «XO TOUR Llif3» в самых разных стилях. Многие шутили, что Lil Uzi Vert наконец-то сможет увидеть, как звучал бы, если бы действительно был рок-звездой.

Песня «XO TOUR Llif3» завершает альбом и является, пожалуй, самой атмосферной композицией релиза. Она рассказывает о суицидальных мыслях, которые посещают Uzi и его девушку из-за проблем в отношениях, и о том, как рэпер пытается заглушить боль с помощью препаратов. Если Lil Uzi Vert — это Marylin Manson от хип-хопа, то трек «XO TOUR Llif3» — это история современных Сида и Нэнси. При этом рефрен «All my friends are dead», по словам TM-88, относится не к реальным людям, а к деньгам (сленговый синоним «money» — «dead presidents»).

Автором обложки «Love Is Rage 2», а также режиссером официального видео на «XO TOUR Llif3» стал модный дизайнер и друг Lil Uzi Vert’а – Вирджил Абло. Он познакомился с Uzi еще в 2013 году и сразу понял, какое масштабное влияние этот артист может оказать на музыкальную индустрию. По словам Вирджила, в отличии от других рэперов, Lil Uzi Vert умеет адаптировать чужое влияние, избегая прямого подражания. К тому же, его музыкальная база настолько обширна, что выделить из нее кого-то одного просто невозможно. Вдохновленный творчеством Uzi, Вирджил создал обложку, которая представляет собой черно-белый коллаж. Он намеренно выбрал дизайн, который выглядит незаконченным. По словам Вирджила, люди лучше воспринимают обложки, которые похожи на открытки ручной работы или на оберточную бумагу, поэтому его работа для «Love Is Rage 2» — это и первое, и второе одновременно.

Видео на «XO TOUR Llif3» снимали в течении трех месяцев. Музыкальные журналы сошлись во мнении, что оно получилось эстетически безупречным. Lil Uzi Vert в блестящем свитшоте от Off-white (бренд Вирджила) двигается по пустынному городу, залитому лавандовым светом. Локации сменяют друг друга: зритель попадает из трэп-хауса, где Uzi пытается прийти в себя на кафельном полу, в загадочный дом, по которому бродит образ окровавленной девушки. В видео появляются Weeknd и Nav. Каждое слово Uzi сопровождается арабскими субтитрами. Однако тех, кто решил перевести их, постигло разочарование. Они оказались совершенно бессмысленными, развеяв всякие надежды на наличие в видео кросс-культурных символов.

Обвинения в том, что Lil Uzi Vert намеренно следует интересам подростков, вряд ли можно назвать справедливыми. В музыке Uzi, как и в его приоритете вайба над лирикой, нет ничего искусственного. При этом, как бы ни старался Uzi походить на рэперов, которые флексят в люксовых авто, в его грустном мире деньги не приносят счастья. И нет ничего удивительного, что он оказался услышан именно подростками, традиционно чуткими к проблеме одиночества и склонными к эскапизму.

Конечно, Lil Uzi Vert — не единственный рэпер, который вдохновлялся рок-н-роллом (рок-альбомы были у Lil Wayne’а, Kid’а Cudi и других). Но у Uzi получилось построить на этом образ. Он настольно часто называл себя рок-звездой, что люди начали ему верить. Даже трек «XO TOUR Llif3» отмечен на SoundCloud тэгом «альтернативный рок». В действительности, музыка Lil Uzi Vert’а настолько эклектична, что его также сложно назвать рокером, как и рэпером. Она стала смесью EDM, поп-музыки, хип-хопа, гранжа — всего не перечислить. Uzi смог сформировать из этого оригинальный стиль, который оказался востребован. Но надо помнить, что с момента первых громких успехов артиста из Филадельфии не прошло и пяти лет. Как и любой музыкант, он столкнется с тем, что слушатели пресытятся его мелодиями, вокальными рисунками и подростковой искренностью, и ему будет нужно сказать новое слово. Возможно, как и предсказывал Эбро Дарден с Hot 97, через несколько лет Uzi иначе посмотрит на классические биты. В любом случае, только решение этой проблемы позволит говорить о нем как о настоящей звезде или даже классике, а пока Lil Uzi Vert — талантливый и яркий, но все же фрешман.