Сейчас в эфире
Что такое hip-house: рассказываем, кто из западных звезд делает «прямую бочку»

Пока XXXTentacion, Lil Uzi Vert и другие фрешмены упорно создают себе образы рокеров и панков, силу набирает другой тренд – сочетание хауса с хип-хопом. Мы решили рассказать о корнях этого явления и посмотреть, кто из зарубежных рэперов неравнодушен к танцевальной музыке.

Ни для кого не секрет, что музыкальные жанры не стоят на месте, ассимилируют друг друга и создают подчас неожиданные сочетания. Одним из наиболее успешных на российской рэп-сцене в последнее время стал микс хип-хопа и хауса. Многие стали обращаться к той самой «прямой бочке», о которой Feduk рассказывал в интервью Юрию Дудю. Наиболее простое объяснение этого термина связано с ритмом. Под треки, в которых бочка работает как метроном, не сбиваясь с привычного «туц-туц-туц», максимально комфортно танцевать – в этом случае мы говорим о «прямой бочке». Она характерна для таких направлений как транс, хаус, техно. Если скорость трека меняется, как в классическом хип-хопе или drum&bass, то речь уже идет о ломаном ритме («ломаная бочка» говорят редко).

Сегодня танцевальная музыка в почете, а исполнители, которые в той или иной степени используют хаус, набирают популярность. Подтверждение тому – карьера Элджея, о творческом пути которого мы писали в одном из наших материалов. Другим доказательством народной любви к этому стилю стало повышенное внимание к трекам нового артиста лейбла Gazgolder – Matrang’а. Его песня «Медуза» уже успела стать хитом. Кстати, с хаусом работает и популярная певица Луна, с которой некоторые сравнивают Matrang’а из-за мистики и загадочности в треках.

Как и обращение к рок-звучанию, объединение хип-хопа с хаусом не является чем-то новым. Если мы возьмем треки таких известных артистов как Azealia Banks или Missy Elliott, мы увидим в них мощное влияние EDM.


Однако стоит сделать шаг в сторону от мейнстрима и обратить внимание на одного из наиболее преданных поклонников хип-хауса – MC из Торонто Matthew Progress. Но если вы ожидаете найти в нем канадского Элджея, вы будете сильно разочарованы. Он делает значительно более быструю музыку, которую вряд ли услышишь в обычном баре в пятницу вечером. Стиль, в котором работает Matthew Progress, называется геттотех (собственно, у него даже никнейм как у техно-диджея). Это особое сочетание нескольких подвидов электронной музыки, распространенных в Чикаго и Детройте, для которого характерен собственный танцевальный стиль – jit (так что на дне рождения друга под Matthew Progress особо не потанцуешь).


Одна из последних работ артиста – «Sip Test» — это рэп под 120 bpm и сюрреалистичное, немного сектантское видео. В нем, конечно, не так много красивых людей, как в «Рваных джинсах», зато более сложная и оригинальная концепция. Для Matthew Progress микс EDM и хип-хопа – это не просто тренд (возможно, именно поэтому он предпочитает работать в далеко не самом популярном поджанре). «Мне всегда нравилась танцевальная музыка, но я не стараюсь сделать что-то особенное. Я просто вдохновляюсь ей», — говорит Matthew.


Более близки к эстетике вечеринок (с которой у российского слушателя ассоциируется рэп-хаус) такие артисты как Kaytranada и Shamir. Первый из них – продюсер и диджей, дебютный альбом которого «99.9%» получил канадскую премию Polaris Music Prize. Недавно он выпустил трек «Egyptian Luvr» в коллаборации с Rejjie Snow. Как объяснил Rejjie, это песня о том, что «завтра не гарантировано никому». В ней ирландский MC прощается со своей девушкой и благодарит ее за тот путь, который они прошли вместе.


Shamir – 23-летний артист из Лас-Вегаса, который работает с диско и хип-хаусом. Три года назад он выпустил свой дебютный EP «Northtown», который похвалили такие авторитетные музыкальные СМИ как Pigeons & Planes и Pitchfork. Shamir выступал на разогреве у Years & Years во время их британских концертов. В прошлом году артист разорвал контракт со своей командой менеджеров и даже заявил о том, что закончит музыкальную карьеру. Однако после того, как Shamir прошел лечение в психиатрической клинике (где ему поставили биполярное расстройство), он вернулся в Лас-Вегас и начал записывать материал для своего третьего альбома. «Многие люди считают, что я сумасшедший», — заявил Shamir журналистам. «Я думаю, в этом есть правда. Но я также знаю, что для меня так лучше, и что есть вещи поважнее, чем слава и деньги».


Несмотря на то, что сейчас артисты, которые делают хип-хаус, разбросаны по всему свету, изначально родиной жанра были Соединенные Штаты. Хип-хаус стал североамериканским ответом грайму. Оба музыкальных стиля, которые лежат в его основе, восходят к черной культуре, однако в период становления между ними существовал ряд важных отличий. В то время как хаус ассоциировался с диско, был тесно связан с гей-культурой и гедонизмом, хип-хоп перекликался с фанком, грубой мужественностью и жизнью в гетто. Они объединились в конце 1980-х годов, когда оба музыкальных течения находились на пике популярности.

Пионерами жанра в США были Doug Lazy и KC Flightt. В Европе тренд подхватили группы Snap!, Technotronic и The Adventures of Stevie V. Когда новое музыкальное направление только возникло, оно было наиболее популярно в Чикаго и Нью-Йорке. Потом хип-хаус заиграл в клубах Соединенного Королевства и стал занимать лидирующие позиции в британских чартах. Самыми яркими представителями английского хип-хауса того времени были Beatmasters и две девушки-MC — the Cookie Crew. Вместе коллективы выпустили сингл «Rok Da House», который позволил хип-хаусу стать частью мейстрим-культуры.

Пару лет назад Red Bull Music сделали подборку треков классического хип-хауса, которая поможет понять, какой была танцевальная музыка в конце 1980-х годов. Звучание многих из этих треков сложно назвать актуальным, тем не менее, на некоторых представителей того периода важно обратить внимание. В первую очередь, это Tyree Cooper. Он читал поверх аутентичного чикагского хауса, и был одним из первых, кто попробовал объединить два жанра. В материале Red Bull рассказывают о почерке каждого музыканта и сокрушаются по поводу несправедливо забытых артистов.

Возрождение жанра произошло во второй половине 2000-х годов. Благодарить за это стоит таких исполнителей как Pitbull и Flo Rida, творчество которых объединило сразу несколько стилей – r’n’b, хип-хаус, поп-рэп, EDM и даже реггетон. В репертуаре известных диджеев тоже можно найти хиты в жанре хип-хаус с вокалом от рэперов. Например, в арсенале David Guetta есть «Memories» с Kid Cudi и «Where Them Girls At» с Flo Rida и Nicki Minaj.


Исполнителем, благодаря которому мы снова отчетливо услышали хип-хаус, стал Vic Mensa. Примечательно, что после довольно долгого периода, когда жанр был не в моде, его актуализировал именно артист из Чикаго. Его «Down on the Luck» сложно назвать прямым продолжением традиций американского хауса 80-х, однако продакшн Mensa явно отсылает нас к периоду расцвета союза танцевальной музыки и хип-хопа. Трек стал одним из главных синглов 2014 года. Клип рассказывает о жизни тусовщика, который, как в «Дне сурка», каждую ночь видит примерно одну и ту же картину.


Другим молодым представителем чикагского хип-хауса является 23-летний DJ Taye, который, ко всему прочему, еще и танцор. Он рассказывал, что начал писать музыку в 11 лет. Поворотное значение для него имело знакомство с диджеями Rashad и Spin, которые стали его наставниками. Благодаря им, Taye стал со-основателем звукозаписывающей компании Teklife. Треки DJ Taye сильно отличаются от песен его земляка Vic Mensa. Его музыка – медитативная, психоделическая и имеет много привязок к жизни Чикаго (сленг, локальные шутки). Taye готовится выпустить новый альбом «Still Trippin’» в марте этого года. Он будет посвящен памяти его учителя DJ Rashad, который умер в 2014 году.


Сегодня важной движущей силой в мире музыки является азиатское объединение 88rising. Они радуют своим творчеством не только фанатов хип-хопа, но и поклонников хауса. Открытием прошлого года стала продюсер, диджей и электронный музыкант Yaeji. Ее стиль – это микс хауса и хип-хопа с негромким, вкрадчивым вокалом, а также тексты на английском и корейском языках. Сочетание азиатской и западной культуры (Yaeji выросла в постоянных переездах между США и Южной Кореей) делает ее композиции уникальными. В прошлом году она выпустила мини-альбомы «Yaeji» и «EP2». Обе работы получили хвалебные отзывы на Pitchfork, лишний раз доказывая, что музыка Yaeji – нечто более серьезное, чем поверхностные треки о радостях клубной жизни, спетые, либо зачитанные поверх хаус-бита.