Сейчас в эфире
Чем крут Бэнкси и почему на его выставку в Центральном Доме художника стоит пойти

2 июня в ЦДХ откроется выставка известного уличного художника и акциониста Бэнкси. На ней будут представлены эскизы, фотографии, инсталляции – всего около 100 экспонатов. Для тех, кто хочет познакомиться с его творчеством подробнее, будет работать специальная мультимедийная зона. Это первая выставка Бэнкси в Москве — в честь такого события мы вспомнили главные факты его биографии, которые должен знать каждый любитель стрит-арта.

Купить билет на выставку Бэнкси



Личность Бэнкси с самого начала была окутана тайной. Его называют самым разыскиваемым человеком в мире искусства, художником-загадкой, который  вот уже много лет умело скрывает свое лицо. Работы Бэнкси – это высказывания о событиях в общественной и политической жизни, которые смело критикуют правящие круги, капитализм и насилие.

Произведения Бэнкси видели все, даже те, кто никогда не интересовался граффити и современным искусством. В число его самых известных работ входят парочка из «Криминального чтива» и «Целующиеся констебли». Первое изображение появилось в 2002 году рядом со станцией лондонского метро Old Street. Оно повторяло кадр из фильма Квентина Тарантино за исключением одной детали: в руках героев Сэмюэля Л. Джексона и Джона Траволты вместо пистолетов были бананы. Таким образом, картина носила явный антимилитаристский характер. Произведение ждала печальная судьба – Транспортная служба Лондона закрасила его из-за «разлагающего влияния на общество». Компания оправдала свои действия тем, что у них работают профессиональные уборщики, а не арт-критики.

Граффити «Целующиеся констебли» на стене паба в Брайтоне быстро стало городской достопримечательностью, но просуществовало в этом статусе недолго. В 2014 году работа была продана за 575 тысяч долларов на аукционе в Майами. Картина высмеивала гомофобию и неслучайно была размещена на стене именно этого паба — считалось, что там собирались мужчины с нетрадиционной ориентацией.

Еще одно легендарное граффити Бэнкси, которое обязательно знать каждому, — «Голый человек». Оно было нанесено на здание венерологической клиники в центре Бристоля. Сюжет картины прост и даже анекдотичен: голый любовник свисает с подоконника, в то время как муж смотрит из окна в противоположную сторону. Городской совет решил сохранить рисунок и даже выделил средства на его восстановление после того, как вандалы расстреляли граффити из пейнтбольного оружия.

О том, кто скрывается за псевдонимом Бэнкси, до сих пор неизвестно. Существует несколько версий, самая распространенная из которых гласит, что знаменитый граффист – это Роберт Дель Найя из группы Massive Attack. Такую оговорку однажды сделал диджей Goldie. В одном из интервью он сказал: «Возьмите округлые буквы, напишите ими на футболке «Бэнкси» — и дело сделано. Все, ее можно продавать. Никакого неуважения к Роберту, он блестящий художник. Думаю, он перевернул мир искусства с ног на голову».

Многие упрекали Бэнкси в том, что несмотря на декларируемую ненависть к капитализму и коммерции, он отлично продается. Футболки и кружки с его работами можно найти почти в каждом интернет-магазине, из-за чего ему больше подходит определение поп-арт, чем стрит-арт. Сложно сказать, насколько справедливы эти обвинения, но в 2013 году Бэнкси провел распродажу своих работ возле Центрального парка в Нью-Йорке. За день было продано восемь картин, за каждую из которых заплатили по 60 долларов. При этом реальная стоимость полотен превышала 30 тысяч. Рекордная цена за произведение Бэнкси на сегодняшний день составляет почти два миллиона долларов – именно за такую сумму ушла с молотка работа «Борьба с вредителями».

Считается, что Бэнкси начал заниматься граффити в конце 1990-х. Со временем его работы становились масштабнее, а провокационный характер рисунков позволил ему быстро прославиться в Великобритании, а потом и в мире. Международная известность пришла к Бэнкси после того, как он разместил свои работы на стенах крупнейших музеев Великобритании и США. Чтобы работать быстрее и не попадаться полиции, Бэнкси начал использовать трафареты, что впоследствии стало его фирменной техникой.

13 лет назад Бэнкси создал шуточную инсталляцию внутри Британского музея. Он установил в одном из залов камень, стилизованный под образец наскальной росписи. На нем был нарисован раненый буйвол и человек с тележкой из супермаркета. К экспонату прилагалось подробное описание. Сотрудники музея целый день ничего не замечали.

В 2010 году Бэнкси выпустил свой знаменитый фильм — «Выход через сувенирную лавку», премьера которого состоялась на фестивале в Сандэнсе. После этого картина была показана на Берлинском кинофестивале и получила номинации на премии «Оскар» и BAFTA. Несмотря на то, что сам Бэнкси стал центральным персонажем картины, его лицо ни разу не появилось в кадре, а его голос был искажен до неузнаваемости.

Фильм рассказывает историю француза, владельца сувенирной лавки, который увлекается документальной съемкой. Сначала он фиксирует похождения своего брата-граффиста, а потом сам превращается в уличного художника по прозвищу Mister Brainwash (Мистер Мозгоправ). Настоящее имя этого человека – Тьерри Гетта, и с Бэнкси его связывает давняя дружба. Задолго до съемок фильма он выдержал четырехчасовой допрос полицейских и не рассказал им, кто такой Бэнкси. Тьерри задержали, когда группа уличных художников (которыми руководил Бэнкси) установила в Диснейленде манекен, одетый в форму заключенного. Инсталляция должна была привлечь внимание к проблемам подозреваемых в терроризме, которые находились в американской тюрьме в Гуантаномо.

Актер Рис Иванс, который является рассказчиком в фильме, прокомментировал решение Бэнкси не общаться с прессой следующим образом: «Очень жаль, что именно мне приходится сообщать плохие новости, но Бэнкси больше нет на этой бренной земле. Это произошло тихо, нынешней ночью. Им была красивая восьмилетняя девочка, которая умела ловко лазить и здорово управлялась с банкой краски и пульверизатором».

2010 год ознаменовался для Бэнкси еще и работой над социально ориентированной заставкой к «Симпсонам». Это был ответ критикам мультсериала, которые обвиняли его создателей в эксплуатации труда азиатских рабочих.


Одно из неоспоримых достоинств Бэнкси – поддержка художников по всему миру. Например, у него есть картина, посвященная Паше 183 – уличному художнику из России, который ушел из жизни в апреле 2013 года в возрасте 29 лет. На ней изображен баллончик с краской, над которым горит огонь. Работа получила название «P183. R.I.P.».

Картина «P183. R.I.P.» была опубликована на сайте Бэнкси через несколько дней после трагедии.

В 2015 году появилась самая масштабная инсталляция в карьере Бэнкси – апокалиптический парк развлечений Dismaland, который работал в течение пяти недель. За это время было проведено крупное шоу с кинопоказом и выступлениями нескольких музыкантов. Слово Dismaland происходит от английского «dismal» — мрачный, унылый. В основе идеи парка лежит сатирическое переосмысление Диснейленда. Самый заметный арт-объект в нем – перевернутая карета с Золушкой. Она напоминает об аварии, в которой погибла принцесса Диана.

В прошлом году Бэнкси расписал все без исключения апартаменты отеля в Вифлееме, окна которого выходят на разделительный барьер, построенный израильскими военными. На нем можно увидеть рисунок Бэнкси, сделанный еще 10 лет назад, во время его первого визита в Вифлеем, – голубь мира в бронежилете. Международный суд ООН еще в 2004 году постановил, что барьер построен Израилем с нарушением международного права, тем не менее, официальные лица страны утверждают, что заграждение необходимо для защиты от нападений палестинцев.

Последние новости из жизни Бэнкси свидетельствуют о том, что он вернулся в Нью-Йорк — на улицах города было обнаружено сразу несколько его новых работ. Первая из них – крыса на циферблате часов на фасаде одного из зданий. Это животное – любимый символ Бэнкси, олицетворяющий анархизм и триумф обездоленных людей. Сейчас часы демонтированы, потому что владельцы здания планируют продать их на аукционе. На другом граффити человек в строительной каске, размахивая стрелой (или линией графика), прогоняет детей, женщину с ребенком и пожилого мужчину. Это протест Бэнкси против перестройки городских кварталов под элитное жилье.

Еще одна новая работа Бэнкси посвящена Зехре Доган – турецкой художнице, которая в 2017 году была заключена под стражу за картину, на которой изобразила разрушенный турецкими властями город Нусайбин. Зехра была признана виновной «в изображении текущих военных операций и нарушении комендантского часа» — за это ее осудили на два года и девять месяцев тюрьмы.

Что бы ни делал Бэнкси, его работы продолжают дорожать. Одна из его иллюстраций, изображающая аукционные торги, подписана фразой: «Не могу поверить, что вы, идиоты, это покупаете». Бэнкси не стоит присваивать лавры первого и главного уличного художника – до него на этом поприще трудились Кит Херинг и Жан-Мишель Баскиа. Они начинали свой путь с росписи вагонов в нью-йоркском метро. Тем не менее, именно Бэнкси нужно сказать спасибо за то, что интерес к урбанистическому творчеству достиг таких масштабов. Западные журналисты в 2006 году назвали это «эффектом Бэнкси» — тогда Кристина Агилера и другие знаменитости начали активно скупать работы художника, введя тем самым моду на некоммерческое искусство.

Несмотря на споры о том, кем считать Бэнкси – вольным художником или коммерсантом, нельзя отрицать, что он стал триггером развития уличной культуры. Кроме того, Бэнкси добился своей главной цели — привлек внимание общества к важным проблемам, среди которых бедность, войны, бездумный расход природных ресурсов и другие. И, судя по всему, Бэнкси еще есть, что сказать.